вторник, 18 мая 2010 г.

История успеха. Компания "СканЭкс"


Уважаемые участники Promdex, в разделе "Дискуссии" стартует новая рубрика, которая называется "Истории успеха". 


В ней мы будем рассказывать Вам об известных компаниях, о том, как они добились признания, о том, насколько тернист был их путь к вершине славы.

Сегодня речь пойдет о "СканЭкс" - частной компании, занимающейся получением, подготовкой и анализом снимков, сделанных из космоса. Мы приведем Вам интервью, взятое у ее генерального директора Владимира Гершензона.

За 20 лет своего существования компания вышла на оборот в 450 млн рублей и сегодня успешно конкурирует с западными разработчиками подобного оборудования.

Генеральным директором и соучредителем компании является Владимир Евгеньевич Гершензон, лауреат премии МЧС, лауреат премии Правительства РФ в области науки и технологий. Сегодня он кандидат физико-математических наук и автор более 50 работ, посвященных дистанционному зондированию Земли. Женат, имеет трех сыновей.


Компания "СканЭкс" в Promdex

Данное интервью позволило Владимиру Евгеньевичу вспомнить как все начиналось.

Вы можете сформулировать бизнес-идею компании одной фразой?

Мы делаем данные спутниковой съемки более доступными и дешевыми. Области применения могут быть разными – контроль за ходом строительства или транспортной ситуацией, прогнозирование природных и техногенных рисков, охрана природы. К примеру, в середине 90-х к нам обратился охотовед из Курганской области. Ему надо было планировать отстрел косуль. Отстрел работал вместо естественного отбора – волков в заказнике не было. Если косуль оставалось слишком много, они могли съесть всю растительность в заказнике, если слишком мало – популяция могла полностью исчезнуть. Мы помогли дешифровать по космическим снимкам площади молодых березняков. Это пищевой ресурс косули. Зависимость проста: чем больше еды, тем больше появится потомства в этом году. Вычислив площадь березняков, охотовед  мог планировать, сколько лицензий на отстрел он может выдать в будущем. Хватило нескольких съемок инструкций по дешифровке снимков от наших специалистов.

Что именно вы предлагаете своим заказчикам?

Не только космическую съемку, но и технологии ее «впитывания». Купить спутниковый снимок сегодня может любой – через западные интернет-порталы или воспользовавшись услугами компаний-дистрибьютеров, в том числе российских. Но когда речь идет о системном мониторинге больших площадей или конкретных территорий, объектов, нужна технологическая цепочка. Мы ее обеспечиваем. Сигнал со спутника поступает на Землю и обрабатывается на нашем аппаратно-программном комплексе «УниСкан». Его радиус обзора составляет 2500 км. Обработка снимков – географическая и картографическая привязка, геометрические преобразования, создание 3D-моделей и т.д. – выполняется с помощью наших программ – ScanMagic, ScanEx Image Processor. На этом этапе материалы космической съемки могут быть дополнены векторными слоями с географическими названиями, данными статистики, маршрутами, границами и т.д. Всю цепочку от приема спутниковых данных до их тематической обработки и предоставления информации заказчику обеспечивает сетевая технология ScanNet. Она позволяет проводить оперативный мониторинг объектов, процессов и явлений по данным нескольких спутников сразу. Зачем она нужна? Например, чтобы отслеживать ход половодья на реках, контролировать экологическую и навигационно-судовую обстановку в морях.

Сколько стоит такое удовольствие?

Комплекс «УниСкан» – основа этой технологической цепи, стоит от 6 до 60 млн рублей, в зависимости от набора спутников, данные с которых понадобятся заказчику. По соотношению цены – качества – энергопотребления – надежности комплекс «УниСкан» вне конкуренции. В России нашими станциями пользуются МЧС, Министерство природных ресурсов, Росгидромет. Станции работают и за рубежом: в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Вьетнаме, Иране, Испании, Казахстане, Арабских Эмиратах, США. Покупатели станций – государственные ведомства, а также частные компании и вузы, которые создают свои центры космического мониторинга на базе приемных комплексов. Клиент может сам заказать и в режиме реального времени прини-мать и обрабатывать снимки конкретной территории с интересующего его спутника. Мы охотно объясняем особенности съемки со всех спутников, с которыми работаем. Кстати, «спутниковая» подложка на ресурсе Яндекс.Карты – это тоже наш продукт. Надо отметить, что данные по территории России там детальнее и актуальнее, чем на Google Earth. Кроме того, мы запустили геопортал Kosmosnimki.ru. На этом информационном ресурсе можно увидеть не только снимки с разрешением до 0,8–1 метров, но и измерить, к примеру, площадь интересующего вас участка или узнать длину пути из одного города в другой.

Как вам пришла идея заняться космической съемкой?

Я окончил Физтех, работал в Институте космических исследований. Изучал дистанционными методами взаимодействие поверхностных и внутренних волн в океане. Часть информации мы получали со спутников. Я был научным руководителем отрядов и экспедиций корабельного и самолетного базирования. Потом мы решили попробовать сделать что-то свое, принципиально новое.

Кто были ваши первые заказчики?

Мы предложили школам установить у себя наше ноу-хау – станции приема информации с метеоспутников. Идея была примерно такой: школьник из Калининграда получает снимок циклона со спутника и звонит своему другу в Иркутск, чтобы убедиться, дошел этот циклон до Сибири или нет. Но школьная система новинку не приняла. Зато к нам проявили интерес синоптики. То, что мы поначалу увидели в службах Росгидромета, было технологически чудовищным. Перед огромными серыми шкафами за абсолютно «слепым» пультом сидел оператор в наушниках. Передвигая две ручки на пульте, он настраивал антенну на сигнал со спутника и удерживал его 10–15 минут. Сигнал передавался на искропечатающий аппарат – тяжеленную железяку, где проскакивавшая искра выжигала на бумаге снимок, к примеру, циклона. Качество картинки было хуже газетного, аппарат дымил, сигнал забивали помехи...Мы поставили свою приемную систему и компьютер. Никаких рукояток двигать было не нужно, снимок получался четкий, цветной, автоматически записывался на диск. Когда метеорологи посчитали получающуюся экономию, они прослезились. Дорогой по тем временам (начало 90-х) 286-й компьютер и сама приемная станция окупались за два-три месяца.

Что представляла собой компания на заре своего развития?

Сборище неисправимых трудоголиков (смеется). Инженеры высочайшей квалификации получали по 300 долларов. Мы не жили, а выживали. Спасала взаимопомощь. Если кто-то попадал в серьезную беду, скидывались и выручали коллегу.

А что такое «СканЭкс» сегодня?

Сегодня это «завод по информационной переработке», которым управляют 20–25 ведущих специалистов. Мало получить снимок участка Земли из космоса. Нужно уметь распознать находящиеся на нем объекты, отследить изменения, выявить тенденции. Мы покупаем «сырые» телеметрические данные со спутников и с помощью собственной системы обработки информации делаем из нее географический информационный продукт. В такой бизнес-модели заложен немалый риск: ведь недешевую телеметрию нужно сначала купить оптом, а затем «расфасовать» так, чтобы клиентам было выгодно и интересно ее купить. Наша система позволила удешевить получение готовых к использованию снимков примерно в 4 раза.

Сколько вы тратите в год на покупку «сырой» телеметрии?

Несколько миллионов долларов. Это большие затраты при обороте в 450 млн рублей (15 млн долларов – ЛБ). К тому же значительную часть выручки съедают налоги.

У кого вы покупаете снимки?

В основном мы работаем со спутниками частных компаний и государственных космических агентств Европы, Канады, США, Индии и Израиля. Это спутники IRS-P5/P6, SPOT 4/5, EROS A/B, ENVISAT-1, RADARSAT-1, Landsat 5 и др.

А данные отечественных спутников?

Лет пять назад у России просто не было своих спутников дистанционного зондирования Земли. Сегодня есть «Ресурс-ДК», аппараты «Метеор-М» и «Монитор-Э». Каждый из них в чем-то технически и организационно «хромает». К примеру, «Монитор» года три боролся за существование – выяснялось, умеет он ориентироваться в пространстве или нет. К сожалению, среди лидирующих мировых спутниковых программ по мониторингу Земли российских разработок сегодня нет.

Кто ваши партнеры и конкуренты?

Партнеры – предприятия, которые помогают нам делать «железо» и софт для приемных станций. Это «Московские микроволны», малые наукоемкие предприятия в разных городах России. Идеологом и заказчиком разработок являемся мы. А конкурентов у нас практически нет, мы в некотором смысле «эндемики». Нам пришлось освоить всю цепочку работы с космическими данными, а западный рынок специализирован – там каждый выживает в своей нише. В России же подобных нам центров просто нет. Но главный регулятор космической отрасли в нашей стране – Федеральное космическое агентство (Роскосмос) – нам не столько помогает, сколько смиряется с нашим существованием.

Почему?

Мы – частный бизнес. Вероятно, государственный сектор видит в нас успешного конкурента. Хотя мы практически все, что зарабатываем, вкладываем в развитие. Зато наши ноу-хау дадут фору кому угодно. Диаметр «тарелки» нашей антенны – 2,4 м, а лучших западных аналогов – 5,4 м. При увеличении размеров приемной системы в 2,5 раза цена возрастает раз в десять, требуются дополнительные затраты, например на капитальное строительство. А наши конструкции можно установить на любой крыше. Рассуждая логически, Роскосмос должен результативно создавать действующую космическую инфраструктуру на средства госбюджета, поддерживать развитие наземных, в том числе наших, систем, прежде всего в России. Но в ответ мы слышим, что через несколько лет казенные предприятия нас догонят. Это мы слышим уже 10 лет. Пока ничего не изменилось.

А как же господдержка наукоемких предприятий?

Ее нет. Реальных инвестиций не было. Дело не только в нас, а в поддержке российских технологий в целом. Более того, на наш основной вид деятельности – прием и обработку информации космической съемки Земли – регуляторы пытаются ставить ограничения. Наши технологии появились в списке двойного, то есть военного, назначения, на них стало сложнее получить лицензию. Количество препятствий на нашем пути постоянно растет. Это порой изумляет. Конечно, причина закрытости космической отрасли коренится еще во временах холодной войны. Но в других странах уже запускают даже частные космические ракеты! Процесс либерализации отрасли идет, у нас – особенно медленно. Но если кто-то будет говорить, что в России нет технологий, чтобы защищать природу и общество – отслеживать промышленные загрязнения, нелегальное строительство, незаконное рыболовство, – мы можем точно сказать, что это неправда. Из космоса уже все видно. Важно не закрывать глаза.

© Журнал "Личный бизнес", интервью брал Дмитрий Артюхов

Ссылки:

Современные методы изучения и освоения Арктики

"Космосъемка - источник информации XXI века" - эфир В. Гершензона на радиостанции "Голос России"

"Курс на инновационное развитие" - интервью с В. Гершензоном

"Не стоит заколачивать гвозди микроскопом, если есть молоток" - интервью с В. Гершензоном

Комментариев нет:

Отправить комментарий