пятница, 28 мая 2010 г.

История успеха. НИПИ "Водоочистные технологии"

Уважаемые участники Promdex, сегодня мы хотим рассказать Вам о НИПИ "Водоочистные технологии".

Научно-исследовательский и проектный институт "Водоочистные технологии» был создан в 1999 году в г. Северодонецке Луганской области. За короткий период институт стал многопрофильным, динамично развивающимся предприятием, активно работающим на рынке промышленной экологии, энерго- и ресурсосбережения.


В настоящее время институт предлагает полный комплекс услуг по водоподготовке: обследование, инжиниринг, производство и поставку оборудования, пусконаладку и научное сопровождение водоподготовительных комплексов, сервисное обслуживание и обучение персонала заказчика, а также производство химических реагентов и внедрение современных программ для стабилизационной и коррекционной обработки воды.

НИПИ "Водоочистные технологии" в Promdex

О том, как сегодня работают северодонецкие ученые, рассказывает генеральный директор научно-исследовательского и проектного института «Водоочистные технологии» Михаил Владимирович Ивонин:

«Водоочистные технологии» — институт полного цикла. Поэтому любой объект, который имеет отношение к водообработке и очистке технической воды на промышленных предприятиях, а также для котлов среднего и низкого давления, можем сделать «под ключ». Мы разрабатываем технологии, проектируем, изготавливаем нестандартное оборудование, выполняем шеф-монтаж, авторский надзор и пусконаладку разрабатываемых технологий. Помимо этого, как стандартную продукцию, выпускаем около десяти композиций под торговой маркой «СВОД». Это и бактерицидные композиции, и противонакипные, и противокоррозионные, сейчас выпускаем также композиции бытового назначения, предотвращающие накипь в электронагревательных приборах.

А кому Вы поставляете свою продукцию?

Предприятие является одним из крупнейших поставщиков реагентов для обработки сетевой, котловой и оборотной воды в Украине. Реагенты для обработки воды серии «СВОД», выпускаемые институтом, использовались на таких крупных предприятиях, как:  ЗАО «ЛИНИК» (Лисичанский нефтеперерабатывающий завод), г. Лисичанск;  ОАО «ММК им. Ильича» (Мариупольский металлургический комбинат), г. Мариуполь; ЗАО «Донецксталь» [металлургический завод), г. Донецк; ЗАО «Миниметаллургический завод «ИСТИЛ» (Украина)», г. Донецк; ОАО «Алчевский металлургический комбинат», г. Алчевск; ОАО Концерн «Стирол», г. Горловка; ЗАО «Северодонецкое Объединение Азот», г. Северодонецк; ОАО «Энергомашспецсталь», г. Краматорск; ЗАО «Куйбышев-Азот», г.Тольятти, Россия; ООО «Стиролоптфармторг» , г. Горловка; КП «Одессаоблэнерго», г.Одесса; ООО «Энергомаш», г. Луганск; ОАО «Харцызский трубный завод», г. Харцызск.

В 2003 году качество продукции, выпускаемой предприятием, подтверждено дипломом Украины «Высшая проба» за высокое качество и конкурентоспособность средств для обработки воды, а так же международным призом "Европейское качество» за стремление достичь качества продукции в соответствии с европейскими стандартами.

В чем еще наше отличие от других предприятий? Мы внедряем только собственные, разработанные в нашем институте и апробированные в наших лабораториях, технологии, которые приносят реальную экономическую выгоду заказчику. В 2007 году была сдана в эксплуатацию установка по очистке конденсата на ОАО «ЛИНОС», которая заняла второе место в система ТНК-ВР в номинации «энергосберегающая технология».

Сейчас ведется разработка и вскоре будет налажен серийный выпуск контактных водонагревателей. В настоящий момент температура дымовых газов, которые вы-брасывает котельная, колеблется от 180 до 250 градусов. Наши водонагреватели будут устанавливаться между котлом и дымовой трубой, благодаря чему отходящее тепло будет конденсироваться, орошаться водой и возвращаться обратно в котельную, а температура отходящих дымовых газов, соответственно, понижаться до 56 градусов. Это позволит сэкономить от 10% до 30% потребляемого котельной газа.

Что особенно актуально, учитывая последние цены на энергоносители.

У нас давно уже актуальны проблемы экономии энергоресурсов, в том числе и газа. На сегодняшний день на территории Украины в котельных, принадлежащих теплосетям работает около 42 тысячи устаревших морально и физически котлов НИ-ИСТУ 5, у которых коэффициент полезного действия составляет 62%. В то время, как в современном оборудовании он достигает 92%. Если произвести их массовую замену, то Украина ежегодно сможет экономить 5-6 млрд. кубов газа, это треть объема, потребляемого в одной из самых проблемных сфер деятельности — коммунальной. Однако вместо того, чтобы использовать такой мощный источник экономии энергетических ресурсов и, в результате, финансовых средств, чиновники, почему то, предпочитает внедрять достаточно трудноосуществимые способы получения энергии.

Приведу другой пример. В котельных теплосетей применяется старый способ обработки воды - прямоточное №-катионирование. Раньше эта технология себя окупала. Но сейчас, после повышения цен на газ, воду, стоки, роста штрафов экологических инспекций за сброс неочищенных вод, она перестала быть рентабельной.

Цена кубометра воды, подготовленной по такой технологии, составляет 15 гривен. А если воду обрабатывать реагентным способом, с применением выпускаемых нами композиций «СВОД», то ее стоимость будет 2,52 гривны, то есть в 5,5 раз ниже. Мы запрашивали в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства информацию о количестве котельных в стране и объемах водоподготовки. В итоге, по нашим расчетам, если все котельные в Украине перевести на реагентную обработку воды, экономический эффект составит десятки миллиардов гривен в год. Применение наших реагентов помогло бы решить и другую проблему - очистить водоводы теплосетей от внутренних отложений и предотвратить их появление в дальнейшем. Американцы подсчитали, что всего 1 мм. отложений внутри трубы увеличивает пережиг топлива на 5%. А у нас в стране большинство сетей заросли отложениями до такой степени, что подать в них воду можно только под очень большим напором. Кроме того, эти отложения играют роль своеобразной теплоизоляции и, в результате, потребитель недополучает тепловую энергию.

Встает резонный вопрос, почему до сих этого не сделано?

Недавно я выступал в Киеве на конференции, где присутствовали начальники всех теплосетей Украины. После моего доклада замминистра ЖКХ поинтересовался у присутствующих в зале — кто из них использует реагентную обработку воды? Среди огромного количества участников таких оказалось всего двое   — начальник Шевченковских теплосетей Харьковского района и начальник Лисичанских теплосетей, где на протяжении нескольких лет в трех котельных используется наша технология.
Они подтвердили верность тезисов, прозвучавших в моем выступлении и правильность расчетов ожидаемого экономического эффекта. После окончания конференции я раздал все свои визитки, и, вернувшись в Северодонецк, ожидал мощного притока заказов. Но, ни один начальник теплосети нам так и не позвонил.

Ситуация для постороннего наблюдателя непонятная, чтобы не сказать абсурдная. Встает вопрос — в чем причина? Недофинансирование, на которое списывают все проблемы ЖКХ?

Думаю, главная причина кроется не в этом. У нас, начиная еще с советских времен, ни одного руководителя не наказывали за безделье. А вот за инициативу наказать могли. Отсюда косность мышления, которая закрепилась на генетическом уровне. Вопрос, который мне задают чаще других, звучит так: «Покажите, где это работает?». И когда в ответ слышат, что это новая технология, разработанная в нашем научно-исследовательском институте, тут же теряют интерес. Я, как директор НИИ, предлагал свои гарантии в письменном виде, что данное оборудование помогает. Между тем, из истории мирового бизнеса известно, что наибольшие прибыли получают не те предприниматели, которые идут по чьим-то стопам, а те, кто первым внедряет инновации в производство. Подтверждение тому - Билл Гейтс, самый богатый человек планеты. Но у нас такие доводы большинством руководителей не воспринимаются, поэтому когда они проводят реконструкцию предприятия, то она, по сути, заключается в модернизации старого оборудования, а не в выходе на принципиально новый уровень производства.

С заказчиками, у которых необходимость обработки воды уже была заложена в технологический процесс, разговаривать легче. Так было, например, на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе. С момента пуска более 30 лет назад они подготавливают воду, используемую в производстве. Только раньше для этого использовали американские композиции фирмы НАЛКО, а сейчас наши, серии «СВОД».ММК им. Ильича недавно установил новую машину непрерывного литья заготовок и печь-ковш с вакууматором. Фирма-производитель этого оборудования выставляет очень жесткие требования к качеству используемой технической воды. Ильичевцы тоже сначала использовали композиции производства НАЛКО, сейчас перешли на наши. Недавно заключили контракт с «Энергомашспецсталью» (г.Краматорск), «Азовсталью» (г.Мариуполь), по заказу предприятия «Стирол» (г.Горловка), которые раньше использовали американские композиции, разработали отечественный антискалант - реагент, предотвращающий отложения в системе обратного осмоса.

Как Вам удается вытеснять американских производителей с украинских рынков? В чем преимущества Ваших реагентов? Ценой берете? 

Композиция – это как рецепт борща – у каждой хозяйки он свой. Каждая композиция составляется с учетом целого ряда показателей: определенных климатических условий, качества воды, ее жесткости, щелочности, зашламленности оборотного цикла. Рецептура реагента, который будет работать в конкретных условиях – это, по сути, объем инженерных знаний. Ее нужно разработать, апробировать и только после этого передать в производство. В чем преимущество наших реагентов перед американскими? Мы более мобильны в отношениях с заказчиками. При работе с НАЛКО или другой американской фирмой у предприятия в среднем уходит 2-3 недели на то, чтобы подобрать либо заменить необходимую композицию. За то время, пока длится этот процесс, многие параметры, от которых зависит состав реагента, могут измениться. Мы в состоянии более оперативно, по сравнению с зарубежными компаниями, реагировать на эти изменения. К примеру, когда мы только начинали сотрудничество с мариупольским комбинатом им. Ильича, состав необходимой для них композиции мы меняли 8-10 раз.

Для выполнения некоторых заказов нам приходится решать достаточно сложные научно-технические задачи. На том ММК им. Ильича существует своя специфика: если в обычном теплообменнике, рядом с которым находится техническая вода, температура составляет 40-60 градусов, то на мариупольском меткомбинате – 1300 градусов. Для того, чтобы разработать композицию, которая будет полностью соответствовать их условиям, мы заказали изготовление специального стенда, который полностью имитирует условия, в которых работает оборотная техническая вода.

Кроме того, в отличие от американцев, мы лучше приспособлены к работе в украинских экономических условиях. Если та же НАЛКО работает только на условиях 100%-ной предоплаты, то мы зачастую идем навстречу заказчику, предоставляем отсрочку платежа, по сути, кредитуя эти предприятия и организации.

Можно конкретизировать в цифрах экономический эффект, который предприятие может получить при условии применения Ваших реагентов?

Да, цифра затрат и последующей экономии соразмеряется приблизительно 1:10. То есть, на каждую гривну, затраченную на приобретение наших композиций или технологий, предприятие получает 10 гривен прибыли. Кроме того, мы работаем в таком режиме, какой необходим заказчику, без оглядки на праздничные и выходные дни. Но, с другой стороны, я считаю, что необходимым элементом отечественной бизнес-культуры должно быть элементарное самоуважение.

Что Вы вкладываете в это понятие?

Мы уважаем наших заказчиков, и не пытаемся им продать то, без чего они могут обойтись, подсказываем, как в каждой конкретной ситуации можно найти более эффективное и при этом недорогое решение. Но если мы это советуем, то это мнение квалифицированных специалистов, с солидным опытом работы, которым нужно доверять. Мы не знаем, как варить сталь, изготавливать аммиачную селитру или добывать нефть. Но в том, что касается различных способов водоподготовки – мы профи.

Что для Вас, как для бизнесмена, в жизни главное?

Я всех предпринимателей делю на две категории: те, для кого деньги - это цель, и те, для кого деньги - это средство. Трагедия Украины в том, что в ней слишком много бизнесменов первого типа, и слишком мало - второго. Ведь если для  предпринимателя деньги - это цель, то он может и подставить,  и оболгать,  может использовать любые нечистоплотные способы только для того, чтобы заработать.

Я отношусь ко второму типу. Поэтому столько средств было вложено в строительство нашего завода, который, в итоге, по интерьеру мало отличается от офисных помещений. Мне деньги нужны для того, чтобы предприятие развивалось, росло, расширяло сферы своей деятельности. Для этого они и существуют.



© Журнал "Наш выбор", интервью брала Валентина Быкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий