пятница, 3 сентября 2010 г.

Истории успеха. Компания "Графические программные системы"


Уважаемые пользователи Promdex, давайте сегодня посмотрим на разработки 3D-приложений и поговорим о них.
 
Проспав три революции в сфере информационных технологий — появление и развитие микропроцессоров, персональных компьютеров и операционных систем, Россия может наверстать упущенное, став одним из лидеров на рынке 3D-приложений.
 
В тридевятом царстве, в трехмерном государстве жил-был царь, и было у него на службе 60 богатырей. Творили они чудеса необыкновенные: за день возводили дворцы неписаные, за два — невиданной красоты реки да моря создавали, за год — целые города выстраивали.
 
Похоже на сказку, но списано с реальности. За образом царя скрывается фигура генерального директора новосибирской компании «Графические программные системы». «Богатыри» — сотрудники компании: операторы базы данных, картографы, программисты, маркетологи. «Чудом» именуется проект «Мир Кибер Новосибирск» — трехмерная фотореалистичная модель города. Можете пройтись по Красному проспекту, полюбоваться на Оперный театр, заглянуть в любимый магазин. Здесь так же светит солнце, на воде играют блики, в лесу щебечут птицы, в небе шумят самолеты — эффекта Доплера никто не отменял. И 3D−карта города не очередная забава для кибер-гурманов, а эффективноеноу-хау в сфере маркетинга и рекламы,архитектурно-строительного развития города и его безопасности, управления транспортной инфраструктурой и инженерными коммуникациями. В общем, игрушка для взрослых, принимающих серьезные решения.
 
Создатели виртуальной копии Новосибирска — мультимедийной информационной системы «Мир Кибер» колеса не изобретали. Трехмерные модели городов представлены в Microsoft Virtual Earth, Google Earth. В конце концов, технология создания трехмерного Новосибирска отталкивается от всем известных игровых 3D−миров, которые, конечно, гораздо проще любой объемной модели населенного пункта.
 
Об этом проекте наилучшим образом расскажет его создатель, Вадим Заскульников:
 
Это Ваша разработка или Вы в чем-то опирались на зарубежные аналоги?
 
Это полностью наша разработка, в мире, конечно, существуют аналоги, прежде всего в игровой области, но у нас своя специфика и связанные с этим трудности. В нашей модели можно «взлететь» и увидеть все объекты разом. Как правило, в игрушке это сделать нельзя. Ни одна не имеет таких задач. Мы же должны одновременно демонстрировать огромное количество объектов и сохранять качественный вид каждого из них. Кроме того, в «Мир Кибер» встроены справочник предприятий и адресная база. Все это задает высокий уровень технологии. Наша разработка требует не одного человеко-года труда специалистов высокого класса, скорее, десятки человеко-лет.
 
Над 3D−моделью Новосибирска сотрудники компании «Графические программные системы», созданной специально под этот проект, трудятся всего полтора года. О своей работе они полушутя говорят: «Заново отстраиваем Новосибирск». За месяц на киберкарте появляется около 200 зданий. Многие районы города уже «отстроены» полностью, однако частный сектор требует доработки — в третьем выпуске программы компания представит более 7 тыс. объектов частного сектора. Со временем в 3D−городе замигают светофоры, а по улицам помчатся быстрые машины и пойдут бодрые люди. Если «производство» последних поставить на поток, то население киберНовосибирска вырастет быстро. В этом помогут специально разработанные вспомогательные программы — биоконструкторы.
 
Кстати, и я в 3D−мире чувствую себя прекрасно — на день рождения остроумные программисты на скорую руку вполне реалистично изобразили меня в трехмерном измерении. Правда, сам я своего сходства с 3D−аналогом не нахожу, считая последнего чересчур атлетически сложенным.
 
Какие задачи Вы планируете на будущее?
 
Задач на перспективу много, но основной остается переход на рельеф. Пока его нет — город не до конца узнаваем. Достоверность ландшафта и приближение картинки к фотографическому качеству позволят визуализировать архитектурные объекты с той степенью прорисовки, которая нужна архитекторам зданий и ландшафтного дизайна. Пока до презентационного качества мы не дотягиваем.
 
Создавать рельеф — работа не из легких. Программистам приходится вчетверо больше корпеть над проектом, чем было до сих пор. Позади — восемь месяцев труда, через два–три — рельеф начнут продвигать, и оценить результат сможет любой пользователь программы.
 
Идея построения трехмерного города банальна и витала в воздухе давно, очень многие хотели воплотить ее в жизнь. Надо было просто кому-то засучить рукава и начать это делать. Мы осмелились начать. У некоторых компаний были попытки, но неудачные. Их основная ошибка заключалась в том, что они ждали заказы, а мы, не дожидаясь, «строгаем» и «строгаем» город.
 
А что это за ситуация с «домами-призраками»?
 
Таковыми на 3D−карте являются строящиеся объекты. Прозрачность — не просто эффектный трюк, она позволяет сохранить реализм города. С одной стороны, мы показываем, как будет выглядеть здание после завершения строительства, с другой — создаем достоверный мир, оставляя объект прозрачным. Этого же дома или аквапарка пока нет! Поставив в нужном месте галочку, мы видим, как дом-призрак превращается в полноценное здание, имеющее тот вид, который будет в реальности.
«Замоделиться» на 3D−карте стремятся прежде всего крупные застройщики. Например, с компанией уже заключила договор администрация технопарка, создающегося в новосибирском Академгородке. Сами программисты делают акцент на агентствах недвижимости, рассматривая их в качестве основных клиентов. Вот дом на Вавилова, его еще нет, это дом-призрак, но я могу зайти в него и посмотреть.
 
И действительно, программа выдает нам план дома. «Гуляя» по квартире, любуемся открывающимся с балкона видом, изучаем планировку, выясняем, где солнечная сторона, а где нет, смотрим кухню, разглядываем интерьер и плакаты в детской — оказывается, программист изобразил свою квартиру, в точности воспроизведя малейшие детали.
 
Разработчики надеются, что программа будет востребована всеми, кому интересна недвижимость: риелторами, арендаторами, покупателями, строителями, инвесторами, и может быть даже проектировщиками. В компании предполагают делать акцент на размещении в программе интерьеров (моделей офисов и квартир, ресторанов и гостиниц, баз отдыха и торговых центров) с целью демонстрации их потенциальным клиентам: покупателям недвижимости, инвесторам, посетителям развлекательных центров. Ведь именно для них убранство помещения, вид из окна, дополнительная информация о планировке и размещению искомого объекта — важнейшие критерии выбора и принятия решения о покупке. С некоторыми строительными компаниями, агентствами недвижимости и кафе сотрудничество уже началось.
 
Пока продвижением своего продукта, способного совершить маркетинговую революцию, компания особо не занималась. Политика проста — сначала программу отшлифовать, а потом уж продавать. Другая приоритетная задача на перспективу — предоставить клиентам возможность ежедневных обновлений программы.
 
Уже сегодня понятно, что трехмерная модель города способна вывести технологию продаж на новый уровень. Квартиры, автомобили, крупные товары — со временем список наверняка продолжится, поскольку программа умеет в выгодном свете презентовать фактически любой продукт. Автомобиль в 3D можно рассмотреть досконально. Мы планируем представлять сервис по расцветкам и комплектации, привязывать автомобили к точкам продаж. Потенциальному покупателю не нужно будет ехать в салон, чтобы посмотреть машину, прицениться. Он прекрасно сможет это сделать не выходя из дома и не просиживая лишний час в пробках.
 
Трехмерная модель города окажется эффективной не только для бизнеса...
 
Да, с ее помощью можно организовать немало проектов, полезных власти, обществу и даже науке. В этом ее непреходящая ценность. «Мир Кибер» позволяет отрабатывать перспективные планы архитектурно-строительного развития города. В программе могут быть созданы сервисы для кадастрового учета, а в карту интегрированы системы подсчета стоимости недвижимости и земельных наделов в зависимости от их расположения и состояния. Асы трехмерного измерения с легкостью визуализируют электрические сети, водопроводные и канализационные каналы, воздушные линии и даже радиотени.
 
Уже сейчас в виртуальном городе расставлены трехмерные транспортные остановки, а в ближайшем будущем будет возможно обозначить маршрутное покрытие города. Более того, программа научится определять месторасположение транспорта и собирать данные о пробках в режиме реального времени.
Визуализация управления городским движением — одно из самых перспективных направлений. Пробки уже убивают движение. Как только Новосибирск вырастет в 3D−измерении, то есть появятся второй и третий уровни дорог, двухмерные карты будут практически не нужны.
 
Контроль сложных участков дороги, учет светофоров и дорожных знаков, планирование дополнительных автостоянок — все реально для создателей кибергорода. Со специализированными задачами: демонстрация в 3D−формате исторического развития облика города, моделирование облачности, загрязнений и шумов или обработка сценариев локализации и ликвидации возможных катастроф — они тоже справятся.
 
В тему безопасности можно долго углубляться. Выезжает, например, оперативный отряд на место чрезвычайного происшествия... Важно быстро войти в контекст: что за здание, какой подъезд к нему, какие там окна и двери. Простая схема или карта не устроят, важно именно фотографическое сходство, нужна специализированная программа, ориентированная на стопроцентную достоверность». Пока в компании «Графические программные системы» задачу создания такой программы перед собой не ставят, однако по заказу МЧС успешно разработали сценарий распространения пылевого облака после взрыва на стратегическом объекте.
 
Сегодняшняя деятельность и будущие планы компании — поистине космического размаха. «Мир Кибер Новосибирск» — карта, имеющая абсолютную привязку к географическим координатам. Солнце в программе «ходит» так, как в реальном времени. Его можно даже «погонять», как говорят разработчики. Например, чтобы посмотреть, как будет освещаться в разное время суток, при разном положении солнца, выбранная вами квартира. В 3D−модели Новосибирска перемещаются даже тени и отображаются в зеркалах!
 
Сталкиваетесь ли Вы в процессе работы с какими-то трудностями?
 
Пока некоторые из проектов остаются только проектами. Причина — не хватает средств на столь плодотворное развитие. Объем вложений в создание трехмерной модели города исчисляется не одним миллионом долларов. Инвестиционный процесс идет, но проект слишком большой, чтобы останавливаться на одном-двух инвесторах. Поэтому помимо сложных технических задач, перед компанией стоит еще одна непростая — найти стратегических инвесторов.
 
Надо полагать, таковые найдутся — технология уж больно привлекательна да и команда разработчиков не из робких.
Когда-то давным-давно я работал грузчиком на станции Левада в Харькове. В первый же день был сильно удивлен, когда рабочие, доставая с третьего яруса стиральные машины, со всей силы грохали их об пол вагона. Внутри что-то жалобно звенело, иногда вовсе раздавались звуки бьющегося стекла. На мой недоуменный вопрос: «Почему вы так делаете?» — один из рабочих ответил: «Если я эти ящики не буду ненавидеть, я работать не смогу». Эту историю я часто рассказываю молодым сотрудникам в воспитательных целях: именно с тех пор я раз и навсегда для себя уяснил, что надо свою работу любить и даже на разгрузке вагонов чувствовать себя аристократом, а не пролетарием. Чтобы это понять, нужна была немалая честность перед самим собой и в каком-то смысле — храбрость.
 
Бывший физик, Вадим Заскульников и в бизнесе продолжает работать по-научному. Рассуждая о коммерческом успехе или корпоративной культуре, ссылается на авторитетных ученых. Решение сложной задачи вслед за Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым сравнивает с осадой крепости. Вспоминая Ньютона, погружается в исследование проблемы с головой. Когда получается эффективный результат, повторяет слова великого математика: «Я просто все время думал об этом». В то же время ценит метод французского ученого Анри Пуанкаре— чередовать полное погружение в задачу с отдыхом или расслаблением. Последнее может происходить, например, во сне. Поэтому все сотрудники «Графических программных систем» твердо знают, что если что-то не получается, то «с проблемой надо переспать», и результативное решение обязательно придет.
 
Сегодня Вадим Михайлович вместо научных статей штудирует лучшие работы по hi-tech-маркетингу, изучая мировой бизнес-опыт. «Мы сейчас впитываем вершины деловой мысли, чтобы не сделать ошибок в дальнейшем. Хотя нам уже есть что сказать и этим бизнес-монстрам», — говорит Вадим Заскульников, рабочий стол которого буквально завален книгами. По субботам и воскресеньям он их читает и — не удивляйтесь! — прилежно пишет конспекты этих книг. У каждого своя технология бизнеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий