пятница, 17 сентября 2010 г.

Истории успеха. Компания "RuDIVE"

Уважаемые участники Promdex, давайте сегодня узнаем о развитии ГК RuDIVE, о том какую роль ее создатели Михаил Сафонов и Дмитрий Орлов сыграли в становлении российского подводного движения.
 
История группы компаний RuDIVE уходит корнями в далекое прошлое – задолго до формального образования Подводного клуба МГУ в 1996 г. – к восьмидесятым, когда ее создатели Дмитрий Орлов и Михаил Сафонов были юными и заканчивали средние школы. Еще в старших классах они мечтали о подводном мире, о погружениях с аквалангом и путешествиях в дальние страны. Оба зачитывались Джеком Лондоном, причем Дмитрий штудировал «Рассказы южных морей», а Михаил – серию «Белое безмолвие»...
 
Оба, не раздумывая, поступили на биологический факультет МГУ – на кафедру зоологии беспозвоночных. В те времена эта кафедра была самой водолазной кафедрой страны, поскольку для исследований морских животных были необходимы «легководолазные методы работ». Именно выпускники кафедры ЗБП составляли костяк российского сообщества научных водолазов-биологов: их можно было встретить в Баренцевом и Белом морях, на Дальнем Востоке и Камчатке, на Командорах и Курилах. На допотопном советском оборудовании, в холодной воде и спартанских условиях, они умудрялись собирать уникальный научный материал. После окончания водолазной школы при ЦМК ДОСААФ Дмитрий и Михаил стали водолазами 3 класса и получили право погружаться в советских научных экспедициях и на биологических станциях СССР.
 
В начале девяностых страна претерпевала экономические и политические катаклизмы, менялись человеческие ценности, российская наука задыхалась в нищете. Многие коллеги уехали за рубеж или ушли в бизнес, а группа молодых перспективных морских биологов упорно занималась наукой, зарабатывая на хлеб и на подводные экспедиции, кто чем может. Они много работали под водой, учили молодых водолазов, совершенствовали подводное снаряжение и горели своим делом, о котором так мечтали с детства. 

С 1991 г. Дмитрий Орлов активно путешествует по миру и знакомится с дайвингом – новым для отечественных водолазов явлением. В те времена, дайвинга, то есть подводного отдыха, в нашей стране не было: ныряли только боевые пловцы, спортсмены ДОСААФ, научные и профессиональные водолазы. Простые смертные не могли вот так просто пройти любительские курсы и спокойно нырять во время отпуска. Понимание того, что плавать под водой может любой здоровый человек, стало настоящим откровением. Именно тогда и зародилось желание заниматься именно дайвингом и сделать его доступным для всех, кто хочет увидеть красоту подводного мира своими глазами.
 
В 1994 Дмитрий защищает кандидатскую диссертацию, а в 1995 г. на втором инструкторском семинаре CMAS в России Дмитрий Орлов становится инструктором CMAS* и начинает в свободное от занятий наукой и преподаванием время обучать дайвингу знакомых и коллег.
С 1987 г Михаил Сафонов много времени проводит на Беломорской биостанции (ББС) МГУ, занимаясь научной работой и открывая новые места погружений в окрестностях биостанции. В 1992 г. его назначают начальником водолазной станции ББС. В 1996 г. Михаил защищает кандидатскую диссертацию, а весной того же года товарищи решают создать подводный клуб.
 
Вечером 12 апреля 1996 г. в одной из аудиторий биологического факультета, при поддержке университетского руководства, состоялась скромная презентация Подводного клуба МГУ. На нее пришли всего около дюжины человек: знакомые, представители руководства МГУ, коллеги-инструкторы. Так, без помпы, с чистого листа, родилась группа компаний RuDIVE. После этого началась тяжелая и упорная работа по выживанию и развитию Клуба.
 
Материальные активы учредителей включали два советских акваланга АВМ, старый жилет-компенсатор, привезенный из Америки, фирменный баллон с регулятором, взятые в долг, и подержанный «Москвич-2141» в качестве транспортного средства. Еще несколько старых АВМ-ов было взято у друзей и коллег. Иной помощи ждать было не от кого, надеяться нужно было только на себя. Объявления на факультетских досках, ночные разговоры на домашнем телефоне, режим жесткой экономии на бензин и на еду. Каждая копейка шла в дело: на расширение материальной базы, на рекламу, на книги и собственное профессиональное образование.
 
Несмотря на полное отсутствие стартового капитала, партнеров, спонсоров, коммерческого опыта и на существование десятка более известных и уже богатых клубов-конкурентов, дело закрутилось. Активность и энергия учредителей в сочетании с их педагогическим опытом привела к увеличению объемов обучения и парка снаряжения, укреплению позиций на рынке и расширению известности и положительной репутации в дайверском сообществе.
Уже тогда были заложены отличительные черты образования в Подводном клубе МГУ: высокое качество обучения, строгое следование международным стандартам, углубленное изучение морских животных и подводного мира, создание дружеской и веселой атмосферы во время педагогического процесса.
 
В 1997 г. основатели Клуба становятся инструкторами PADI и переходят на обучение по новой системе, зарегистрировав дайв-центр PADI № 3564. Клуб начинает организовывать туристические поездки и экспедиции на Красное и Белое моря, объемы обучения растут, активизируется торговля снаряжением, и основатели уже сами не справляются с валом работы. Появляются первые помощники из числа молодых товарищей по университету: Дмитрий Жадан, Константин Чибисов, Илья Иванов, занявшие затем ключевые менеджерские позиции в компании. В 1998 г появляется первый офис – крохотная комната в бассейне, которая затем сменяется более серьезным офисом из трех комнат в Научном парке МГУ. Одновременно растет коллектив Клуба, пополняясь новыми инструкторами, дайвмастерами, менеджерами и специалистами.
 
В 2004 г. был проведен реинжиниринг Компании, в результате которого образовалась современная структура холдинга, включая Управляющую компанию, Совет акционеров, Совет директоров, специализированные компании и подразделения. Однако Подводный клуб МГУ и по сей день остается знаковой и самой известной организацией холдинга.
 
Вместе с бурным ростом основных видов деятельности, рождались новые компании, гармонично дополняющие молодой холдинг. В 1999 г. был создан журнал «Подводный клуб», успешно издаваемый в течение пяти лет и проданный «в хорошие руки» летом 2005 г. Тогда же, в 1999 г., у Академии Наук РФ было приобретено научно-исследовательское судно «Картеш» для дайвинг-сафари на Русском Севере и подводных экспедиций по всему миру. В 2000 г. в партнерстве с компанией «Видеотон» был создан первый в стране видеопроект «Подводные экспедиции», специализированный на подводной видеосъемке и создании подводных фильмов.
 
В 2003 г. посреди тайги на берегу Белого моря был построен «сказочный городок» – дайвинг-курорт «Полярный круг». Он стал не только центром паломничества любителей подледного дайвинга со всего мира, но и любимым местом летнего семейного и корпоративного отдыха для многих дайверских компаний. С 1998 г. основатели группы компаний написали 8 книг о дайвинге и подводном мире. Такие бестселлеры как «Акваланг и подводное плавание», «Осторожно, я с аквалангом», «Зов Бездны» стали настольными книгами для многих аквалангистов. Издательская и писательская активность привела в 2005 г. к созданию собственного издательства «Подводная академия».
 
Страсть основателей и руководителей Клуба к путешествиям нашла свое выражение в уникальной экспедиционной деятельности Клуба. В 1999 г. была проведена первая в истории дайвинг-экспедиция на Северный Полюс. Клубная команда открыла тримикс-дайвинг на Палау, первой в России стала проводить тримикс-сафари по Красному морю и дайвинг-круизы у берегов Антарктиды. Участники клубных экспедиций стали практически первыми российскими аквалангистами в Папуа-Новой Гвинее, Мозамбике, Юго-Восточной Индонезии, на Фиджи, Соломонах и даже на популярных нынче островах Бразерс и Роки в Красном море.
 
С 1998 г в Клубе активно развивается и продвигается технический дайвинг. Первые тримикс-дайверы по стандартам TDI были обучены именно в Подводном клубе МГУ. Позднее руководители клуба первыми в России получили высокий статус инструктор-тренер TDI и начали обучать не только технических дайверов, но и тримикс-инструкторов. За 12 лет сотни последователей обучились, полюбили Бездну и стали активными техническими дайверами. 

В 2007 г группа компаний стала сетевой: образовалось два полноценных дайвинг-центра с магазинами, турагентствами, офисами и отделами обучения на востоке Москвы (Суворовская, 19А) и западе (Кутузовский пр., 6), а также открыт дайвинг-центр «Спас-Каменский» в Подмосковье, в 30 км по Дмитровскому шоссе. В тот же год у группы компаний появился и первый франчайзи – дайвинг-центр RDC в отеле «Риксос» (Текирова, Турция). В 2008 г. свершилось эпохальное событие: дайвинг-центр RuDIVE открылся в Санкт-Петербурге, на базе старейшего питерского клуба «Белый тюлень» и магазина «Открытое море».
 
В 2007 в компанию пришли молодые и задорные выпускники Психолого-Педагогического университета, и работа с детьми и подростками вышла на новый профессиональный уровень, выделившись в отдельное направление. Сейчас в RuDIVE есть разнообразное меню детско-подростковых курсов и поездок в дни школьных каникул, включая детские образовательные программы на Белом и Красном морях.
Уже много лет сотрудники компании и Клуба организуют погружения для начинающих и опытных аквалангистов, ныряя при этом с наслаждением, как инструкторы и гиды. С годами дайвинг становится для них только интереснее и притягательнее. Действительно, чем больше узнаешь про подводный мир и человека в подводном мире, тем больше находишь нового и неизведанного. Подводное плавание для всей команды RuDIVE уже не просто вид активного отдыха и спорта и даже не стиль жизни - это сама жизнь. Впереди – реализация необычных и светлых идей, созидание новых проектов, расширение всех направлений деятельности, а необычная и бурная история Компании – залог всестороннего успеха в будущем.

С первого дня существования в RuDIVE на первое место всегда ставили интересы клиентов. Именно это определяло и разнообразие туристических программ, и высокий уровень обучения, и стремление добиться соответствия любого сервиса клиентским ожиданиям, и надлежащий уровень безопасности, и адекватность соотношения цена-качество. Собственная любовь к морю и дайвингу, страсть к путешествиям и познанию мира помогали правильно организовывать дайвинг-процессы, разрабатывать новые программы подводных путешествий, осваивать новые маршруты, запускать новые учебные курсы.

Вот уже 14 лет команда RuDIVE работает в дайвинг-индустрии: обучает подводному плаванию людей разных возрастов, профессий и национальностей, готовит инструкторов высокого класса, организует путешествия и экспедиции в самые удаленные уголки земного шара, погружается от Северного Полюса до Антарктиды, покоряет большие глубины, пишет книги, снимает фильмы, строит дайв-центры. И все это время идет непрерывная работа по совершенствованию всех сервисов, улучшению менеджмента, повышению безопасности дайвинга.
Открывать людям красоту подводного мира, помогать им обрести гармонию и друзей при помощи дайвинга – вот в чем заключается миссия 14-летней группы компаний RuDIVE.
 
«Да, да… Встретимся в Буэнос-Айресе, оставьте мне записку на ресепшен в Marriott», — Михаил Сафонов назначает клиенту из Киева встречу, чтобы вместе отправиться нырять в Антарктиду. Группа RuDive, принадлежащая Сафонову и его партнеру Дмитрию Орлову, отправляет в дайв-туры около 3000 человек в год. У нее два дайв-центра — в Подмосковье и на Белом море, — свой корабль и больше сотни штатных сотрудников. Это одна из крупнейших в Восточной Европе компаний, специализирующихся на дайвинге.
 
Среди московских дайверов ходит байка, что Сафонов и Орлов поделили земной шар пополам: один занимается турами в Северном полушарии, другой — в Южном. Доля правды в этом есть: Сафонов действительно больше любит подводный мир северных морей. Возможно, потому, что свое первое погружение он совершил на Белом море в 1989 году, будучи студентом кафедры зоологии беспозвоночных биофака МГУ. «Я начал нырять, потому что нужно было ловить на дне морских червей-полихет для моей научной работы. С другой стороны, необходимость ловить червяков стала отличным поводом понырять», — говорит он.
 
В начале 1990-х научным сотрудникам пришлось нелегко. Сафонов зарабатывал на жизнь, вытачивая в гараже брошки из перламутровых раковин, а его коллега Дмитрий Орлов разрисовывал матрешек. Оба занимались этим без особого удовольствия. В 1996 году друзья решили зарабатывать на том, что им нравится, и создали при МГУ дайв-клуб.
 
Предприниматели сами расклеили в главном здании университета объявления и набрали первых учеников — в основном из числа студентов и сотрудников alma mater. В их активе было несколько взятых в долг баллонов для акваланга, приобретенный Орловым в Америке надувной жилет-компенсатор да «москвич» Сафонова, на котором возили баллоны на заправку в более богатый дайв-клуб, где имелся собственный компрессор.
 
Оказалось, что работать три дня в неделю нельзя: конкуренты не дремали, в Москве к тому времени открылось уже с десяток дайв-клубов (один из старейших, «Акванавт», работает с 1994 года). К тому же $150, которые платил ученик за сертификат, едва хватало на покрытие текущих расходов. Уже в 1997 году, бросив научную карьеру, Сафонов и Орлов полностью отдались бизнесу и повезли первую группу из 20 человек на Красное море. С тех пор дайв-туры обеспечивают компании более половины выручки, которая сейчас превышает $7 млн.
 
Дайв-центр, сумевший залучить к себе начинающего дайвера, зарабатывает на нем трижды. 
10 000–15 000 рублей стоит обучение и выдача сертификата начального уровня Open Water (обучение приносит не более 10% выручки компании: это скорее способ привлечь новых клиентов). Потом дайвер покупает себе снаряжение — приличный комплект для новичка можно собрать примерно за $1500, RuDive продажа снаряжения дает 25–30% выручки. Чем выше уровень квалификации ныряльщика, тем больше денег он приносит компании: ему нужно нырять, и желательно в интересных местах. RuDive специализируется как раз на дайв-сафари — когда ныряльщики живут не в гостинице, а непосредственно на корабле, с которого и ныряют.
 
Самый бюджетный вариант из предлагаемых RuDive туров — съездить на выходные в подмосковный дайв-центр «Спас-Каменский», построенный компанией в 2007 году. Одно погружение со своим снаряжением стоит 400 рублей, с арендованным — 600 рублей. Зимой большой популярностью пользуются подледные погружения.
 
Еще один дайв-центр RuDive находится на Белом море, неподалеку от биостанции МГУ, где Орлов и Сафонов начинали свою научную карьеру. На берегу моря стоят два деревянных дома-гостиницы, а для подледных погружений используются 15 небольших домиков-«теплушек» на полозьях, которые снегоходами вытаскивают на лед и устанавливают вокруг полыньи. В таком домике ныряльщики могут спокойно надеть снаряжение и погреться. Зимний дайвинг в течение недели обойдется клиенту примерно в 40 000–50 000 рублей. По заказу клиентов дайв-сафари устраивают и на Баренцевом море, их обслуживает бывшее научное судно «Картеш», которое Сафонов и Орлов купили по случаю у Академии наук: оно шло под списание. В содержание и ремонт пришлось вложить около $2 млн (деньги пока не окупились, признает Сафонов).
 
А для тех, кто не любит мороз, компания круглый год предлагает полный ассортимент традиционных южных направлений от Египта до необитаемого острова Кокос.
 
В российском представительстве PADI (Professional Association of Diving Instructors) количество активных ныряльщиков в России оценивают в 50 000–70 000 человек, каждый из которых тратит на свое увлечение в среднем $2000–3000 в год. «Да, рынок относительно небольшой, но у нас есть подозрение, что мы на нем крупнейшая компания», — говорит Сафонов. Ответственный секретарь Конфедерации подводной деятельности России Ирина Крымская согласна с этим утверждением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий